Pauillac

Pauillac

В то время как в одном шато заявили о своем выходе с «рынка будущих вин», в другом всячески поддерживают его. Два противоположных подхода к кампании en primeur, возможно, поделят устоявшуюся систему виноторговли Бордо на два лагеря

Постоянные соперники в мире лучших вин Бордо — Chateau Latour и Chateau Lafite Rothschild — решили придерживаться противоположных маркетинговых стратегий относительно кампании en primeur. В шато Лафит высказались в плане полной поддержки существующей системы виноторговли в Бордо. Единственное, что подчеркнули представители этого хозяйства, что цены на их вина урожая 2011 будут значительно снижены. И делается это совсем не из альтруистических соображений сделать свое вино как можно доступнее. Просто предыдущие два урожая, 2009 и 2010, объявленные «урожаями века», оказались настолько дорогими, что спрос на них резко упал, особенно в Европе и Америке. Хранить у себя в подвалах еще и третий подряд урожай — для этого нет места, а кроме того хозяйствам, даже таким богатым, как шато первой группы Бордо, просто необходимы свободные деньги для покрытия текущих расходов, банковских ссуд и т.д. Винная торговля надеется, что пониженные цены при неплохом урожае 2011 года вернут многих старых любителей лучших вин Бордо. Китай при всех его финансовых вливаниях возместить падение интереса к винам района со стороны Европы и Америки не в состоянии. В Китае кампания en primeur пока так и не стала популярной, к ней здесь относятся настороженно. Кроме того китайцы, поучаствовавшие в прошлогодней кампании с целью получения быстрой прибыли, сейчас частично прогорели из-за падения цен.

Лафит объявил, что его вина 2011 en primeur, покидая погреб, будут стоить ?350 ($460) за бутылку, что в два раза дешевле средних цен 2010 года. Соответственно, потребителям бутылка вина обойдется в ?420-450 ($551-591).

Куда более кардинальное решение было принято в шато Латур, которое озвучил в своем письме директор хозяйства Фредерик Анжере (Fr?d?ric Engerer). В нем сказано, что это был последний год, когда хозяйство выставляет свои вина для будущих продаж. Отныне только бутилированное вино будет продаваться из подвалов хозяйства и выпускаться на рынок оно будет лишь тогда, когда в самом шато решат, что оно готово к потреблению. «Это парадоксальная ситуация, когда вино продается еще не бутилированным и, скорее всего, не будет выпитым в ближайшие 10-15 лет», — говорится в его послании.

Все больше потребителей в мире не хотят покупать молодые вина, чтобы потом ломать голову, а где их хранить многие последующие годы? Намного проще приобретать вина, которые уже готовы к потреблению и все это время находились в идеальных условиях самого производителя, то есть имеют подтвержденный провенанс и нет опасности их подделки.

Заранее предвидя такое решение, в шато Латур в последнее время значительно расширили площади подвалов. «Нам будет немного трудно финансово первые 5-8 лет, поскольку кампания en primeur приносила скорые деньги для покрытия текущих расходов. Но у Латура есть достаточные запасы старых урожаев, которые можно будет предложить потребителям для получения необходимых текущих средств. А за это время новая система продаж наших вин стабилизируется», — считает Фредерик Анжере.

Латур богат и может себе позволить подобное, чего не скажешь о большинстве других хозяйств района, для которых кампания en primeur абсолютно необходимый финансовый инструмент. В прошлом не редки были случаи, когда винодельни продавали весь свой миллезим еще до того, как начинался сбор винограда.

Надо сказать, что это решение Латура вызвало значительное беспокойство в прочно устоявшейся системе виноторговли в Бордо (см. материал «Виноторговая кухня Бордо»). А не последуют ли примеру Латура и другие гранды района и не перейдут ли на самостоятельную продажу своей продукции непосредственно потребителям, минуя все промежуточные виноторговые звенья? Винные брокеры Бордо зарабатывают 2% комиссионных от каждой сделки. Негоцианты еще больше — 12-15%. Местные виноторговцы быстро подсчитали, что от выхода только Латура из игры посредники теряют как минимум 2 млн евро за сезон! Как тут не забеспокоишься! А ведь в районе работает более чем 350 негоциантов, которые поставляют и продвигают вина Бордо по всему миру.

«И это за то, что негоцианты выстроили за столетия столь хорошо и отлаженно работающую систему продаж вин того же Латура. Неблагодарные! Уход Латура с рынка будущих продаж — это все равно, что отказ Бразилии от участия в Чемпионате мира по футболу, а Барселоны — в Кубке Чемпионов!», — в сердцах высказался один из виноторговцев. Хочется заметить, что делали негоцианты это совсем не бесплатно, а за хорошие деньги, при этом пользуясь своей монополией. Сейчас же они боятся конкуренции и потери «легких» денег.

Уход Латура может подорвать и проведение ежегодной кампании en primeur, когда специалисты оценивают качество вин нового урожая, а на основании их оценок производится закупка молодых вин с последующей их поставкой потребителям через 1,5-2 года.

«Шато Латур может себе позволить вносить столь кардинальные изменения в свою стратегию продаж. Может это, наконец, положит конец спекуляциям винами Бордо лучших хозяйств», — вопрошает Джеймс Саклинг в своем блоге.