Профильным министерствам было поручено разработать соответствующий документ, который, как утверждают участники рынка, должен защитить национального производителя водки от дешевой российской продукции. Для украинских компаний минимальные цены действуют уже давно, а стоимость производства постоянно растет. Но инициатива может быть оспорена как противоречащая нормам ВТО, говорят эксперты.
Минимальные розничные цены могут быть введены на импортный алкоголь. 10 ноября первый вице-премьер—министр экономического развития Андрей Клюев поручил Министерству экономического развития и торговли совместно с Министерством аграрной политики просчитать индикативные цены алкогольных изделий, сообщили в пресс-службе вице-премьера в пятницу. Также будут рассмотрены предложения производителей, для которых минимальные цены действуют уже несколько лет.
Инициатива введения минимальных цен для импортеров исходит от украинских водочных компаний, которые опасаются демпинга со стороны российских производителей, уточнил источник «Ъ», близкий к аппарату вице-премьера. Для отечественных компаний минимальные цены уже действуют и составляют 26,1 грн за бутылку 0,5 л. В то же время в России себестоимость производства гораздо ниже, что позволяет производителям ставить более низкие цены, отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты Вячеслав Сокерчак. «Недавно «Зеленая марка» (производится компанией «Русский алкоголь».—»Ъ») проводила акцию в одной из украинских сетей, предлагая свою продукцию по 16,99 грн. Как мы можем конкурировать с такими ценами?» — отмечает гендиректор компании «Олимп» Юлия Самойлова.
Сейчас импортная продукция занимает около 10% рынка водки, который можно оценить в 25-30 млн дал в месяц, говорит источник «Ъ» в одной из компаний. Причем доля российской продукции на рынке начала расти после того, как украинский алкоголь подорожал из-за новых акцизных ставок, говорит господин Сокерчак. В последний раз акциз был увеличен 1 января — на 6,9%, до 42,12 грн за литр спирта. По оценкам госпожи Самойловой, за полгода количество русской водки на полках розничных сетей выросло впятеро. Самые массовые российские марки — «Зеленая марка» и «Журавли».
Однако основной проблемой рынка является не дешевый российский алкоголь, а дорогой украинский, отмечает руководитель ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер. «Себестоимость украинского производства постоянно растет из-за повышения акцизов и цен на спирт. За полтора года спирт, производство которого полностью контролируется государственным концерном «Укрспирт», вырос в цене вдвое — до 155 грн за дал»,— говорит источник «Ъ» в одной из ликеро-водочных компаний. Поэтому у государства есть выбор — снижать цены для своей продукции или увеличивать для российской, добавляет он.
Впрочем, инициатива может противоречить нормам ВТО, защищающим иностранного производителя. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Довгань и партнеры» Виктора Довганя, нарушением правил ВТО будет, если минимальные цены на импортный алкоголь будут выше, чем на отечественный. «Однако даже в случае, если они будут одинаковыми, такой шаг вызовет проблемы с определением таможенной стоимости продукции и может ухудшить работу импортеров»,— добавляет он.
Комментарий: admin